Дорога к морю (1965)

Режиссёр Ирина Поплавская.

В главных ролях: Лариса Барабанова, Людмила Крылова, Олег Табаков.

Цветная версия.

Image

Прежде всего: если вы не видели «Дорогу к морю», посмотрите её немедленно.

Лента Ирины Поплавской про сестёр, мечтающих стать моряками, начинается женскими голосами за кадром и проходит тест в первой же сцене: Славка и Ася (обе ходят в тельняшках и джинсах) отправляют школьные аттестаты в мореходное училище и разговор ведут соответствующий. Беседами сестёр дело не ограничивается: в середине фильма Ася (она постепенно оказывается главной героиней) два раза подолгу говорит с Ией Коноплёвой. Ия – молодая учительница в экзистенциальном кризисе (возненавидела школу, а всё потому что когда-то предала свою мечту). Девушки говорят о выборе профессии, деньгах, взаимопомощи и упорстве в достижении поставленной цели.

Разумеется, Ася и Славка говорят и про парней, но даже на разговоры про парней хочется поставить жирный штамп «Бехдель была бы довольна». Главная роль мужчин в «Дороге к морю» – всячески мешать исполнению мечты о море, и как только слабовольная Славка влюбляется в работника зверсовхоза Толю, принципиальная Ася устраивает ей головомойку. Славка хочет остаться подле Толи, Ася хочет дальше – во Владивосток, в мореходку, и на этом конфликте держится вся вторая половина фильма.

Image

Поразительней всего, что феминизм в радужном советском кино Поплавской не кумачово-плакатный («Раскрепощённая женщина! Строй социализм!»), а совершенно настоящий. Неприкрытым сексизмом грешит не отдельная недобитая контра – сексизм исповедуют все: от отца, у которого «ещё старые представления о творческих возможностях женщины», до приёмных комиссий всех мореходных училищ («мы отовсюду получили отказы, нам вернули аттестаты»).

Сестёр не допускают к вступительным экзаменам. Крамаров при кабинете и костюме компостирует им мозги про «мужские и женские профессии». Потом снисходительно успокаивает: «Вы молодые, интересные, в один прекрасный день выскочите замуж». Тупой бригадир лесосплава (Вицин с усами) и вовсе пускается в харрасмент – начинает тискать Асю прямо среди бела дня. Спасает девушку от Вицина не какой-нибудь благородный советский милиционер, а приём самбо, которым она овладела ради карьеры матроса.

d2

Я уже не говорю про Асины реплики – их надо просто цитировать:

(Толе, который приехал, чтобы увезти с собой Славку) «Это ты, между прочим, калечишь ей жизнь. Ты видишь в ней только женщину. Что ты можешь ей дать вместо моря?»

(влюблённому Алёше) «Знаешь, Алёш, не завидую я тебе. Понимаешь, Алёш, ты меня идеализируешь».

(в письме маме) «Только для слабой натуры любовь может стать самым главным в жизни».

Ну, и финал относительно реалистичный. Не буду говорить, какой. Смотрите сами. Помимо ударного феминизма увидите кота в тельняшке и молодого Табакова в роли образцового шестидесятника. Сцена, где он читает стихи бабушкам в парке, невыносимо прекрасна. Круче, наверное, только музыкальный номер в клубе зверсовхоза на 32-ой минуте.

ЗАЧЁТ 3/3 с почётной грамотой

К. З.

Реклама

One thought on “Дорога к морю (1965)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s