Иван Васильевич меняет профессию (1973)

Режиссёр Леонид Гайдай.

В главных ролях: Александр Демьяненко, Юрий Яковлев, Леонид Куравлёв, Наталья Крачковская, Савелий Крамаров, Наталья Селезнёва, Владимир Этуш, Михаил Пуговкин.

Лидер советского проката 1973 года; семнадцатое место в общем списке советских кинохитов (60,7 млн. зрителей).

Посмотреть можно здесь.

Image

Женщины в «Иване Васильевиче» ещё круче, чем в «Бриллиантовой руке». Жена Шурика Зина – расчётливая стерва, мечтающая о красивой жизни на содержании у режиссёра Якина. Блондинка, которая отбивает у Зины Якина, точно такая же. Внутренний мир соседки Ульяны Андревны лучше всего раскрывается в реплике «Передайте Зинаиде Михалне, что Розалия Францевна говорила: Анне Иванне Капитолина Никифоровна дублёнку предлагает». Супруга Ивана Грозного Марфа Васильевна – та вообще мечта почвенника, нарумяненная рабыня прямиком из «Домостроя», причём буквально.

Единственная героиня с потенциально человеческим лицом – зубной техник, работающий под началом Шпака, – сообщает Шпаку, что ему звонят, и исчезает навсегда.

В финале, когда выясняется, что Шурику всё пригрезилось, мы встречаем Зину №2. Надо думать, что теперь перед нами идеальная спутница великого человека – прекрасная, но скромная актриса с бутылкой кефира, тщательно пересчитывающая рубли в кошельке и мягко укоряющая гениального мужа: «Господи, что у тебя творится? Накурил, надымил и, конечно, ещё не обедал».

Ну, и о главном. Если не считать неслышного перешёптывания царициных горничных во время исполнения песни «Вдруг как в сказке скрипнула дверь…», в кадре женщины не разговаривают ни разу. Соперница Зины, заполучив Якина, последовательно звонит из автомата Анюте, Галочке и «Ваве» (?), но, во-первых, нам слышны только её реплики, а во-вторых, реплики эти представляют собой вариации на тему «Я сейчас улетаю в Гагры с самим Якиным!»

НЕЗАЧЁТ 1,5/3

Image

Послесловие

Сыграю адвоката дьявола: ну и что, что все бабы в «Иване Васильевиче» глупы, мелочны и склочны? Там и мужики есть не лучше!

Верно, есть. А ещё там есть очкастый гений Шурик, принимающий уход жены с образцовым хладнокровием. Есть обаятельный вор Милославский, пекущийся о целостности Московского государства. Есть простодушный дьяк Феофан (Крамаров). Есть Иван Грозный – кровожадный, но дюже справедливый государственник с тягой к прекрасному. Короче говоря, мужики там есть любые, и все они без конца действуют и разговаривают обо всём на свете.

Это просто для сравнения.

К. З.

Реклама

3 thoughts on “Иван Васильевич меняет профессию (1973)

  1. «В финале, когда выясняется, что Шурику всё пригрезилось, мы встречаем Зину №2. Надо думать, что теперь перед нами идеальная спутница великого человека – прекрасная, но скромная актриса»

    Да только Шурик — совсем не великий человек 🙂 Величие ему только грезится, а в реале это парень, лежащий дома на диване и грезящий о величии, пока жена работает за двоих. Вместо величия он только портит проводку в доме и страшно обижается на управдома, который почему-то не проникся его гениальностью, а сидя дома, только мусорит и курит. Убрать, приготовить, за кефиром сходить — да вы чо! Пусть жена после работы надрывается…
    А в благодарность получает сцену истерики с ревностью, патамушта великому человеку приснился плохой сон и управдом на него наорал. Самое то — на жене сорваться, а на ком еще?
    Просто чудо, что жена от Шурика только во сне уходит.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s