Романс о влюблённых (1974)

Режиссёр Андрей Кончаловский.

В главных ролях: Евгений Киндинов, Елена Коренева, Иннокентий Смоктуновский, Ирина Купченко, Ия Саввина, Александр Збруев.

36,5 млн. зрителей.

Image

Помню, когда первый раз смотрел «Романс о влюблённых», очень радовался, что не бросил после первой же кошмарной песни Градского. Зрителю, пережившему первые три четверти фильма, за полчаса до финала достаётся джекпот, потому что северокорейская агитка с ракетами, танками, державным хоккеем и благородными советскими гражданами, которые разговаривают, как плохой перевод Шекспира, вдруг превращается чуть ли не в чеховский рассказ. Это круто. Что тут ещё скажешь.

Впрочем, тест Бехдель проваливают обе грани кончаловского таланта. В пафосной части влюблённая героиня Таня (Коренева) говорит с мамой, но разговоры касаются то мужчин в частности («Какой он благородный, милый!»), то мужчин вообще:

Мама: «Ты девушка. Иди, милуйся с милым, покуда любится. Выйдешь замуж – рожай детей, расти их, целуй, жди мужа и береги семью… Успеешь мудрость матери узнать – ночей не спать и мужа ждать с тревогой…»

Таня: «У меня всё будет по-другому!»

Мама: «Знакомые слова! Мужчин не знаешь… У них работа, друзья, политика, война – будь проклята… На то они мужчины!»

Image

Во второй, бытовой части мимолётно перекликаются работницы столовой. Какая-то бабушка несколько секунд предаётся воспоминаниям, сидя рядом с другой неизвестной бабушкой. Люда, вторая женщина в жизни героя, кричит на маленькую дочку: «Лена! Лена, не мешай!» (дочка не отвечает). Если хотите, засчитывайте Людин окрик, а у меня рука не поднимается.

НЕЗАЧЁТ 2/3

Послесловие

Застойные оды семейным ценностям, вроде «Мачехи» или «Романса о влюблённых», – кинематографическое надгробие над раннесоветскими потугами в области равенства полов. Баста, карапузики, кончилася эмансипация. Советская власть выгнала всех баб на работу, не потрудившись научить мужиков мыть полы, варить суп и стирать пелёнки. К семидесятым годам «двойное ярмо» советской женщины стало настолько системным явлением, что на экране его не просто не стесняются – его воспевают. Прямым текстом.

В «Романсе о влюблённых», скажем, герой-любовник Сергей уходит в армию, где сразу принимается собирать автомат, бросать гранаты и героически спасать мирное население от бушующей стихии. «Любимая! У меня дела, заботы…» — пишет он Тане, у которой, как следует из видеоряда, ни хрена нет никаких забот – знай себе ходи по улицам, празднуй Новый год и дожидайся весточки от Серёжи. Правда, между делом выясняется, что Таня вроде бы стала библиотекарем, но фиг с ней, с библиотекой – там нет места подвигу. Библиотека, столовая, школа – это не работа, это вообще бабье дело. Главное, объявился новый ухажёр: восходящая звезда советского хоккея по имени Игорь. Он прямо по телевизору забрасывает победную шайбу в шведские ворота, а Таня с мамой смотрят и восхищаются вслух.

К. З.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s