Звезда пленительного счастья (1975)

Режиссёр Владимир Мотыль.

В главных ролях: Ирина Купченко, Алексей Баталов, Наталья Бондарчук, Олег Стриженов, Эва Шикульска, Игорь Костолевский, Раиса Куркина, Татьяна Панкова, Олег Янковский.

22 млн. зрителей.

zvezda 1

На 49-ой минуте первой серии француженка, влюблённая в декабриста Анненкова, кратко обсуждает побег возлюбленного с его матерью (через мужчину-переводчика). На 52-ой минуте мать Анненкова предлагает француженке кров и содержание: «Будешь жить здесь, за генерала выйдешь, забудешь моего дурака».

Во второй серии мать Анненкова чуть больше минуты обнимает француженку, плачет и снова уговаривает её не ехать в Сибирь, а остаться с ней: «Как только я умру, родственники завладею здесь всем. Мой сын молод. Он всё перенесёт легко. Его матери вы гораздо нужнее…» Иными словами, она предлагает француженке беречь имущество сына до его возвращения.

На 23-й минуте второй серии Волконская заявляет за обедом другой женщине: «Знайте, я люблю моего мужа».

Коротенький диалог между княжной Трубецкой и неназванной женщиной в Италии на 45-й минуте второй серии начинается многообещающе: «Когда ты приехала в Италию, ты была такой грустной… Не правда ли, русские женщины не любят путешествовать? Привязанность русской женщины к дому не знает себе равных». Но даже такие рассуждения о женщинах тут же кончаются радостным откровением княжны: «Я смогу подарить Сержу маленького ангела».

В конце второй серии, когда Волконская-Бондарчук добирается до Нерчинска, крепостная баба растирает ей лицо снегом и говорит: «Потерпите, барыня». Потом, войдя в избу, Волконская произносит одну фразу, обращаясь к Трубецкой: «Вот мы и в земле обетованной».

Итог: с неприлично формальной точки зрения, две реплики в Нерчинске можно было бы признать разговором «не о мужчинах», но крестьянка не названа по имени, а «земля обетованная», разумеется, не что иное как «место подле мужей».

НЕЗАЧЁТ 2/3

Послесловие

Первую серию предваряет титр: «Женщинам России посвящается».

Однако фильм можно дисквалифицировать уже за одну только тему: женщины героически едут за мужьями на каторгу исключительно из чувства супружеского долга. Ни одна из героинь не говорит ни слова о самом восстании и его целях; ни одна женщина вообще не заикается о политике.

Ближе к концу второй серии жена Волконского спрашивает сама себя по дороге в Сибирь: «Разве не любит отечество тот, кто жертвует за убеждения? Кто голову за них кладёт на плаху? Разве он недостоин уважения, только лишь потому, что прежде времени затеял дело своё?» Но даже этот внутренний монолог, учитывая контекст, звучит, как попытка отмыть светлый образ мужа, а не задуматься о судьбах Родины.

В общем, мораль басни ясна: дело мужчин – любить Отечество, иметь убеждения и отстаивать их любой ценой, а дело женщин – любить мужчин, переться за ними на край света и целовать их кандалы.

К. З.

Реклама

One thought on “Звезда пленительного счастья (1975)

  1. Вообще новость, что «Звезда пленительного счастья» — фильм, декларируемый как фильм о женщинах и во славу женщин, — не сдает тест Бехдель, это суть новость ошеломительная. И очень нравоучительная.
    Я была уверена, что сдаст, у меня отложилось, что в фильме очень много взаимодействий женщин и их разговоров между собой. Да только теперь я понимаю, что разговоров-то много, но все они ровно на три темы: 1) Трубецкой, 2) Волконский, 3) Анненков.
    Спасибо за разбор!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s