Женщина, которая поёт (1979)

Режиссёр Александр Орлов.

В главных ролях: Алла Пугачёва, Николай Волков мл., Алла Будницкая, Александр Хочинский.

54,9 млн. зрителей. Лидер проката 1979 года. 27-е место в общем списке советских кинохитов.

Посмотреть можно здесь.

Image

По большому счёту, «Женщина, которая поёт» не совсем кино. Это череда видеоклипов Аллы Пугачёвой, склеенных нехитрым сюжетом (см. послесловие). Так что вы уж простите за спойлеры.

Первое, что удивляет, – перепады в качестве песен. Как человек, вышедший в прокат родившийся чуть ли не в один месяц с этим фильмом, я в своём детстве помню только бессмертные хиты Аллы Борисовны вроде «Айсберга», «Паромщика» и «Маэстро». «Женщина, которая поёт» открывается одним из таких шедевров – пронзительной «Песенкой про меня». Дальше, однако, попадается не только «Этот мир (придуман не нами)», но и чистой воды садизм («О любви не говори»), символизирующий огонь, воду и медные трубы, то есть советское кабаре в каком-нибудь ДК шпалоукладчиц. Короче, труден путь к вершинам советской эстрады.

Второе, что удивляет, – догадайтесь с одного раза. Мюзикл, после которого Брежнев стал в анекдотах «мелким политическим деятелем эпохи Аллы Пугачёвой», проходит тест Бехдель с непристойным скрипом.

На пятой минуте Анна, героиня Пугачёвой, обменивается парой слов с безымянной вяжущей бабушкой: «Начали уже?» «Собрались».  Тем временем безымянная женщина сообщает безымянным девушкам: «Девушки, в этой комнате будет репетиция».

Перескакиваем на двадцать вторую минуту. Подруга Маша обращается к Анне в присутствии мужа Анны: «Анюта!..» Конец обращения Маши к Анне.

Наконец на двадцать девятой минуте (фильм продолжается час 15 мин. вместе с песнями) Маша и Анна вступают в диалог:

— Аня, там скандал.

(Подчеркнём, что «скандал» на работе. С мужчиной напрямую не связан.)

— На такие-то песни любую другую певицу найдут, — отвечает Анна.

Конец диалога. В разговор вступает муж Анны.

Единственная беседа Анны и Маши, которую можно назвать беседой без натяжки, происходит ещё через полчаса и посвящена мужу Анны.

ФОРМАЛЬНЫЙ ЗАЧЁТ 2,5

Image

Послесловие

На самом деле, сильно придираться к «Женщине, которая поёт», наверное, не стоит. По сюжету, певица Анна Стрельцова весь фильм разрывается между сценой и семейным бытом с тренером Валей, причём сцена уверенно побеждает. Тренер Валя, как переходящее знамя, отходит к подруге Маше, скатертью дорожка, а в Анну влюбляется чуткий поэт с добрым лицом интеллигентного увальня. Он переделывает для неё свои стихи, понимает, ценит и вообще достоин, потому что разговаривает с ней даже не просто на «Вы», а как с человеком и художником.

Тренер Валя разговаривает с Анной, как с десятилетней падчерицей.

Мир советской эстрады, кстати, патриархален и в кадре, и за кадром. Все музыканты, с которыми поёт Анна/Алла, – мужчины. Из восьми авторов песен к фильму мужчин семеро. Восьмым автором раньше значился композитор Борис Горбонос. Под этим мужским псевдонимом сочиняла песни Алла Пугачёва. Такие дела.

Image

Борис Горбонос

К. З.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s