Лунная радуга (1983)

Режиссёр Андрей Ермаш.

В главных ролях: Владимир Гостюхин, Василий Ливанов, Юрий Соломин, Игорь Старыгин, Владимир Кенигсон, Наталья Сайко.

Посмотреть можно здесь.

Image

Как и в «Солярисе» Тарковского, роль светлого будущего в «Лунной радуге», вдохновлённой романом Сергея Павлова, исполняет Япония. Кроме японских небоскрёбов в будущем есть всемирная система здравоохранения и всемирное Управление космической безопасности – футуристическое КГБ с человеческим лицом. Ещё есть рудники на Меркурии, бластеры, космический лайнер «Россия» и экраны, которые взрываются, как советские телевизоры.

В Управлении космической безопасности вроде бы работает одна женщина, но она ничего не говорит. Она сидит на заднем плане, пока Ливанов и прочие серьёзные мужчины обсуждают загадочные «чёрные следы», которые оставляют космодесантники. Этнический состав космодесантников  довольно пёстр, пускай и в евро-американских рамках, но национальность «женщины» в нём не представлена.

Первая и единственная говорящая женщина появляется в кадре на 53-й минуте, в меркурианской столовой, чтобы рассказать десантнику Нортону, как она страдает после гибели мужа, космодесантника Бакулина. «Будь на то моя воля, я запретила бы десантникам жениться!» – в частности, восклицает она. Ещё ближе к концу фильма мы видим и прекрасную жену Нортона, но та просто смотрит, как муж взрывает телевизоры, и страдает молча.

В общем, у женщин в светлом будущем две работы: быть страдающими жёнами декабристов космодесантников или бестелесно объявлять за кадром прибытие профессора Рогова (3:25) и космического лайнера «Россия» (ок. 50:00).

НЕЗАЧЁТ 0,5/3

Послесловие

Я горячо люблю советскую фантастку, но её гендерную перспективу лучше всего отражает мультфильм «Дарю тебе звезду». Там сменяются эпохи и цивилизации, но время не властно над истинными ценностями, т. е. над женой, перманентно скребущей кастрюлю, и мужем, который выводит рулады про звёзды и совместный путь на край вселенной, ни хрена при этом не делая.

В романе С. Павлова «Лунная радуга» женщина впервые появляется и говорит несколько слов на стр. 132.  На стр. 133 она исчезает, снова появляется на стр. 185 (разговор Бакулиной и Нортона), а до разговора двух женщин я так и не долистал – упрямства не хватило. В Мире Полудня Стругацких ситуация не сильно лучше. У Сергея Снегова («Люди как боги») все героини романтически прикреплены к мужским персонажам. «Посёлок» Булычёва – гимн традиционным половым ролям, да ещё и с космической вариацией на тему закомплексованной начальницы из «Служебного романа» во второй части.

Впрочем, грех наезжать на Булычёва. Как-никак, именно он придумал единственный женский голос из прекрасного коммунистического далёка, который мне удаётся вспомнить. Go, Алиса Селезнёва, зэ фьюча билонгз ту ю.

К. З.

Реклама

One thought on “Лунная радуга (1983)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s