Горько! (2013)

Режиссёр Жора Крыжовников.

В главных ролях: Юлия Александрова, Егор Корешков, Ян Цапник, Сергей Светлаков, Елена Валюшкина, Юлия Стадник, Василий Кортуков.

Image

«Горько!», этнографический шедевр Жоры Крыжовникова про русскую свадьбу, проходит тест по краешку. Но несколько раз.

На пятой минуте мама Наташи, главной героини, пророчествует, обращаясь к дочери:

«Так что будешь петь «Натали»! И никаких разговоров!»

На десятой минуте Наташа примеряет свадебное платье, навязанное ей родителями. Подружкам объявляет:

«Девочки, это жопа».

На тринадцатой минуте мамы брачующихся меряются интеллектом детей. Мама Наташи отмечает:

«Моя Наташа Краснодарский пед закончила. И у неё там по ЕГЭ тоже было – очень много!»

На 56-ой минуте подружки невесты бегут за немолодой Антониной, поймавшей букет невесты. Призывают отдать букет:

«Женщина, вам уже поздно! Ничего не исправишь!» (Или это про мужчин всё-таки?)

Ещё есть бабушка, которая времени от времени говорит с Наташей о глистах. К теме не придерёшься, но вот что это за бабушка –  я так и не понял. На «Кинопоиске» она указана как «главная бабуля».

И так далее. Только по мелочам. Все пространные однополые разговоры происходят между мужчинами.

ЗАЧЁТ 3/3

Image

Послесловие

Про фильм «Горько!» написано много хорошего. Охотно присоединяюсь. В частности, современный российский сексизм на эпическом полотне Ж. Крыжовникова нарисован так близко к оригиналу, что зубы сводит.

Отец невесты, быковатый чиновник с десантным прошлым: «Вот это (показывает на машину) – подарок вам. Только возить её будешь ты».

Жених (робко): «Так у неё у самой права есть…»

Отец невесты: «Ты дурак, что ли? Двести кобыл? Бабе в руки? Баба за рулём, как макака с гранатой, – смешно и страшно».

Вербальным презрением к женщинам дело не ограничивается. Российская провинция по версии «Горько!» патриархальна вдоль и поперёк. Профессии разделены по половому признаку. Бабы – стриптизёрши, портнихи и сотрудницы ЗАГСа. Мужики заправляют всем остальным. Единственная профессия, где наблюдается гендерный паритет – тамада. Впрочем, тамаде-Светлакову, выписанному из Москвы вместо туземной женщины, тоже приходится оправдываться: мол, «нет, я не гей».

Теперь досужее ИМХО под занавес. Главная битва цивилизаций в «Горько!», на мой пристрастный взгляд, разворачивается не между двумя поколениями-тире-культурами, которые в кадре. Культура условного Бориса Иваныча и культура условной Наташи отличаются друг от друга песнями и причёсками, по большей части. Приоритеты и ценности у них почти одинаковые.

Есть, однако, и третья культура. Та, которая сидит за кадром и нам всё это показывает. Её носители, судя по всему, – стихийные хипстеры и т. п., понаехавшие в большие города, как режиссёр Ж. Крыжовников, а то и выросшие прямо там. И Бориса Ивановича, и Наташу эта публика наблюдает с одинаковым снисхождением, смехом и ужасом. Остаётся только надеяться, что львиную долю ужаса вызывает не какой-нибудь девичник с ушками и караоке, а роль истеричной подстилки, нередко отведённая женщине в той реальности, что породила замечательный фильм «Горько!»

Должен же хоть кто-нибудь испугаться.

К. З.

Реклама

3 thoughts on “Горько! (2013)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s