Прощай, Гульсары! (2008)

Режиссёр: Ардак Амиркулов

В ролях: Догдурбек Кыдыралиев, Нурлан Санжар, Райхан Айткожанова, Жанель Макажанова и 15-летний ахалтекинец по кличке Гарпун в роли Гульсары

Посмотреть можно здесь.

Screen shot 2014-01-21 at 1.03.40 AM

«Прощай, Гульсары!» — экранизация одноимённого романа Чингиза Айтматова. Чингиз Айтматов – киргизское “наше всё”, а вне Киргизии его фанатскую базу составляют подросшие читатели Бианки и Сетон-Томпсона. По первому образованию Айтматов ветеринар, и в его произведениях животным всегда отведена важная роль. Так и здесь судьба убеждённого коммуниста и героя великой отечественной Танабая, его разочарование в идеях коммунизма, и превращение партии из движения энтузиастов в сборище стяжателей показана нам через историю красавца-ахалтекинца Гульсары.

Не будем, однако, путаться, здесь действие просходит не в Киргизии, а в Казахстане, где и снят фильм.

Что же с женщинами? Женщинам в послевоенной казахской степи очень сложно, как и мужчинам. Для выживания требуется строгое соблюдение гендерных ролей. Хотя, если вам, как Танабаю, нужно поднимать отсталые области животноводства в колхозе, то приходится привлекать женщин к тяжёлому физическому труду. Время послевоенное, мужчин не хватает.

Женщин в кино две – жена Танабая Джайдар и молодая красавица Бибиджан, романтическое увлечение сурового Танабая. Танабай прогрессивностью взглядов не отличается – жене грубит, Бибиджан он вообще толкнул однажды на землю, потому что “Распугала овец, дура!” Женщины же обладают способностью многое сказать без слов. Так например, в тот неловкий момент, когда Джайдар приезжает к Бибиджан, чтобы забрать у неё оставленную Танабаем одежду, она просто смотрит на неё строго со своего коня и Бибиджан сразу всё понимает.

Говорят они друг с другом дважды и очень кратко: один раз, когда Бибиджан прибывает в место дислокации отдалённой отары, которую Танабая в результате интриг в руководстве колхоза, отправляют “поднимать”. Танабаю с женой требуется помощник, людей нет и присылают Бибиджан. Опять неловкий момент, но жена Танабая сглаживает его, говоря Бибиджан —  проходи, чего стоишь!

В другой раз в аварийной кошаре на Джайдар падает балка, и дремлющая рядом Бибиджан с причитаниями бросается ей на помощь. Вот, собственно и всё. В оправдание фильма стоит заметить, что говорят в фильме вообще немного и в основном о видах на коммунизм. Не буду дальше спойлерить, фильм крайне стильный, в бледных тонах и эпичного стиля, как примерно Лойренс Аравийский, все спят в одной юрте и красиво носят телогрейки – посмотрите сами!

ФОРМАЛЬНЫЙ ЗАЧЁТ 2,5/3 за односторонность диалога

Screen shot 2014-01-21 at 1.05.14 AM

Е. С.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s