Кино про Алексеева (2014)

Режиссёр Михаил Сегал

В главных ролях: Александр Збруев, Алексей Капитонов, Татьяна Майст, Ксения Радченко

Посмотреть трейлер можно здесь.

alex 3

 

Честно постараюсь разобрать «Кино про Алексеева» без страшного спойлера.

Кино, сознаюсь сразу, мне понравилось. Но не тем, как оно прошло тест Бехдель. Потому что тест оно не прошло.

Первый раз женщины разговаривают на 26-й минуте: Архиповой Лидии Сергеевне звонит «Елена Васильевна из Москвы», чтобы поблагодарить Алексеева за свою счастливую молодость. Незачёт.

Затем, на 37:45 и 40:30, по паре секунд разговаривают Лика (жена Саши, друга Алексеева) и Ася (будущая жена Алексеева). Их первый, эээ (смущённо прокашливается), диалог — о том, что Алексеев «уже здесь». Второй диалог тих и неразборчив. О чём он? Ну, суть всего эпизода — сводничество: Лика-Саша пригласили Асю и Алексеева, чтобы познакомить и «нечаянно» отправить в театр. Едва ли Ася и Лика шепчутся о ремонте синхрофазотрона, последнем номере «Нового мира» или программе Московского кинофестиваля. Незачёт.

На 66-й минуте наступает новый 1972-й год на чьей-то даче, далёкой от народа (я в своём периферийном рабоче-крестьянском детстве даже не подозревал, что в СССР бывают все эти дачи, которыми наполнен сериал «Оттепель» и прочие марципановые киноленты про золотой век советской элиты). Хозяйка дачи обращается к будущей Архиповой Лидии Сергеевне: «Ой, девочка, можешь помочь, а?.. (Суёт ей в руки вазочку с конфетами.) Щас, подожди ещё…» Да понимаю, понимаю я, что никакой это не разговор. Но зато не про мужчин! Правда, имени у хозяйки всё равно нет. Что ты будешь делать. Незачёт.

Итого, НЕЗАЧЁТ 2/3

alex 4

Послесловие 

Погостим ещё немного на далёкой от народа даче. Очень уж она хороша. Пока девочке Лиде суют вазочки с конфетами, взрослые вокруг новогоднего стола ведут интеллигентский спор о кинематографе и природе любви. Именно на этом месте «Кино про Алексеева» могло бы запросто пройти тест Бехдель, если бы М. Сегалу пришла в голову революционная мысль: мать честная, разговаривать могут не только мужские, но и женские персонажи! Ай да Сегал, ай да сукин сын! Женщин в кадре у нас примерно столько же, сколько мужчин, так почему бы, чёрт возьми, им не открыть рот? Пускай женщина скажет: «Скажи мне, а почему я не должна смотреть это кино?» А Лика ей: «Наташ, потому что это пошлость». А Наташа в ответ: «А кто не пошлость? Это твоё вот это Феллини-Пазолини?» И дальше по тексту, с постепенным привлечением Саши, Антоши и проч.

Но обошлось без революций. И про Феллини-Пазолини, и про любовь-морковь, понимаемую слишком «утилитарно», на нашей новогодней даче говорят только обладатели Y-хромосомы и небритости. Ася, правда, в одном месте вставляет восхищённое «Абсолютно!» и даже берётся было отвечать на вопрос Алексеева «Что такое любовь?»: «Нууу, это когда…» «Нет!» — немедленно перебивает Алексеев. И произносит сюжетообразующую мудрость, подслушанную у Тарковского на съёмках «Андрея Рублёва».

alex 1

Женщина, присутствующая при рождении мудрости (см. картинку), кстати, тоже ни разу не открывает рта. Ей, в отличие от актёров с Y-хромосомой, своё мнение высказывающих, нечего сказать о любви гениальному Тарковскому.

Всё это, стоит ли напоминать, прекрасно укладывается в образ женщины, завещанный нам бардовской песней. Процитируем типовую строфу, раз фильм у нас про барда:

Не скучай! Не скучай!
И в окно не гляди часами,
Ведь февраль — он короткий самый,
Ну а в марте меня встречай.

Как видим, женщина — большой друг бывалого барда и скромного КСПэшника. Зимой она сидит на кухне и преданно скучает, пока бард колесит по Африкам и поднимает паруса на бригантине во флибустьерском дальнем синем море. Летом она едет с ним на Грушинский фестиваль, помешивает перловку в его котелке и самозабвенно подпевает его песням. Она любит его, потому что видит в нём нечто такое, чего не видит больше никто, и бывает даже, что — но тут я умолкаю, потому что обещал обойтись без страшного спойлера.

В общем, смотрите «Кино про Алексеева». Как-никак, идеал женщины, описанный выше, придумал не Михаил Сегал.

К. З.

alex 5

 

Реклама

3 thoughts on “Кино про Алексеева (2014)

  1. Очень актуально) Только что окончательно разобралась с внутренней андроцентричностью «романтики» (горы-флибустьеры), которая была очень связана с бардовской песней и вышеупомянутыми пресловутыми поднимаемыми парусами. Причем первым и ключевым эпизодом в 5 лет было сначала потрясение от песни «Бригантина», потом — сразу же — решение стать пиратом), на что мне сказали, что девочки пиратами не бывают. Тупик!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s