Левиафан (2014)

Режиссёр Андрей Звягинцев

В главных ролях: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Анна Уколова, Роман Мадянов

лиля анжела

Если бы «Золотой глобус» и «Оскар» были фестивалями квир-кинематографа третьей феминистической волны, «Левиафану» вряд ли бы светили номинации. Но тест Бехдель он вроде бы проходит.

На 42-ой минуте Лиля, жена Николая, приходит в гости к Анжеле. Следует короткий обмен репликами. На зачёт это пока не тянет, потому что на самом деле Лиле нужна не Анжела, а её муж, ГИБДДэшник Пашка, который может помочь вытащить Николая из обезьянника. На 47-ой минуте – новый обмен репликами о вызволении Николая, напряжение нарастает, ну же, Звягинцев, ну же, ты же сам говорил, что не ученик Тарковского, у тебя, в отличие от него, женщины как настоящие местами, ну дай же им поговорить на другую тему.

И Звягинцев, скажем так, даёт. На 48-й минуте Анжела приводит Лилю в ободранную квартиру, куда Лиле предстоит переехать из Дома на Берегу, и несколько секунд подбадривает подругу: мол, на евроремонт не рассчитывай, но жить можно будет. Лиля при этом не говорит ни слова, только стоит в шоке у подоконника.

лиля у окна

ОК, не самый стойкий зачёт, толкнёшь – завалится. Чтоб не завалился, попробуем добавить сцену в мэрии на 56-ой минуте. Мордастое олицетворение Левиафана, т. е. мэр (пожалуйста, наградите Романа Мадянова половиной всех премий), орёт на женщину-прокурора:

«Тебя, прокурятина, первую на плаху поведут!»

Прокурор: «На плаху прям! Поведут! Ты не ори на меня! На свою жену будешь дома орать! На меня не надо!»

В разговор вступает женщина-судья: «Давайте конструктивно решать вопрос».

Прокурор: «Давайте».

d183-d0bcd18dd180d0b0

И прокурора, и судью до того называют по фамилиям. Так что вот так. Не знаю. Если и это неубедительно, поскольку с участием мужчин, могу предложить только диалог между попадьей и богобоязненной бабой Юлей подле свинарника (1:54:33):

«Юль, положила тебе хлебца».

«Спаси Господи, матушка».

«Во славу Божию! Ешьте!»

Имени у попадьи, к сожалению, нет. Да и говорят, как мы видим, всё больше про бога, с толстой аллюзией на «хлеб наш насущный даждь нам днесь» и т. д. А бог, судя по местоимениям, оплодотворённым девственницам и «Отче нашему», – альфа-самец покруче Путина.

В общем, ФОРМАЛЬНЫЙ ЗАЧЁТ 2,5/3

Послесловие

«Левиафан», как уже объяснила всем патриотическая общественность и лично культуртрегер Мединский, подло очерняет российскую действительность и кормит злорадный Запад лживыми стереотипами. Ваш покорный слуга вырос в Ленинградской и Псковской области (где, кстати, нету моря, цветокоррекции и красивых звягинцевских панорам) и не совсем понимает, каким именно местом «Левиафан» очерняет российскую действительность. Но раз начальство сказало, то чё ты будешь делать. Очерняет так очерняет.

Смиренно отмечу, однако, что ни так наз. «министр» Мединский, ни так наз. «патриоты» не вопят, что Звягинцев, оклеветав нашу легитимную власть и наш трезвый образ жизни, очернил до кучи и гендерную грань российского бытия. Посему беру на себя смелость утверждать, что этого он не сделал. Показал как есть.

Сначала курьёз.

Прямым текстом гендерный дискурс в «Левиафане» раздаётся два раза, и оба раза из уст Лилиной подруги Анжелы (пожалуйста, наградите Анну Уколову другой половиной всех премий). Сначала она возмущается, когда мужики забывают налить ей водки:

— Ну а я чё, не человек что ли?

пикник 2

Чуть позже Пашка, муж Анжелы, оторвавшись от водки и заметив отсутствие сына в поле зрения, наезжает на жену:

— Где у тебя ребёнок?

— А у тебя где? — парирует Анжела.

Как говорится, без комментариев.

Теперь серьёз.

Меня в «Левиафане» особенно пробрали два эпизода: чтение судебного решения и развозка рыбзавода. В развозке нам несколько секунд показывают невыспавшихся женщин – только женщин – по дороге на отупляющую механическую работу. В суде ритуальной скороговоркой оглашают заведомо несправедливую отписку. Вся судебная тройка – женщины. У них такие же равнодушные, онемевшие лица, как и у работниц рыбзавода в утренней развозке.

суд

Более 60% российских судей – женщины. Для сравнения, в США женщин-судей чуть больше трети. Ликуй, Мединский, и бери на заметку, патриот; припечатаешь супостата цифрой, когда кто-нибудь вякнет про сексизм в Российской Федерации.

Будь, правда, готов, что супостат не заткнётся. Он объяснит тебе, что в патриархальном обществе преобладание женщин в какой-либо профессии – верный признак низкой зарплаты, сомнительного престижа и нулевых полномочий. Механические женщины в левиафановском суде прекрасно иллюстрируют бессилие российского правосудия, главная роль которого – верить «бумажкам, которые пишет следователь», и толковать волю альфа-самцов на разных ступенях вертикали.

Можно было бы сказать пару нелестных слов и о треугольнике Николай-Дмитрий-Безвольная Лиля. Но это спринтерское переиздание «Анны Карениной» бледнеет на фоне Левиафана.

К. З.

Реклама

3 thoughts on “Левиафан (2014)

  1. «Мир среднестатистической российской судьи — например, мирового или районного суда — замкнут на работе и семье: получая 60 тысяч рублей в месяц, она трудится по 80 часов в неделю; на радости обычного человека — общение с друзьями, путешествия и прочее — у неё, как правило, не остаётся времени.

    Этот как будто замкнутый и недоступный мир с 2009 года изучают в Институте проблем правоприменения при Европейском университете. Недавно там вышло исследование «Российские судьи: социологическое исследование профессии»: на материале почти 1 800 анкет и 70 глубинных интервью команда учёных ответила на сакраментальный вопрос «А судьи кто?».

    The Village поговорил с одним из авторов книги, ведущим научным сотрудником института Кириллом Титаевым, о том, как «девочки» становятся судьями, как они относятся к коллегам, позирующим на фото в соцсетях с бутылкой водки, и почему не любят адвокатов».

    http://www.the-village.ru/village/people/city-news/235949-judge

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s