Батальонъ (2014), Незламна (2015)

«Батальонъ»: режисёр Дмитрий Месхиев; в главных ролях Мария Аронова, Мария Кожевникова, Ирина Рахманова, Янина Малинчик, Алёна Кучкова.

«Незламна» (в российском прокате — «Битва за Севастополь»): режиссёр Сергей Мокрицкий; в главных ролях Юлия Пересильд, Олег Васильков, Никита Тарасов, Джоан Блэкэм. В вечной роли Евгения Цыганова Евгений Цыганов.

бат 2

Валю “Батальонъ” и “Незламну” (“несокрушимая”) в одну кучу, потому что

а) обе кины про войну;

б) обе недавние и юбилейные;

в) обе сняты по мотивам биографий знаменитых женщин-солдат — Марии Бочкарёвой и Людмилы Павличенко соответственно;

г) обе, как и следовало ожидать, проходят тест Бехдель. В “Батальонъ-е” женских диалогов не-о-мужчинах столько, что я перестал считать ещё до середины. В “Несокрушимой” их поменьше, но там зато сама Элеонора Рузвельт учит снайпера Павличенко, как вести себя на пресс-конференциях.

В общем, ЗАЧЁТ 3/3

Перехожу к

Послесловию

Без мыслей великих в серьёзной дискуссии не обойтись. На наше счастие, мысли великих повсюду. Под первой же попавшейся статьёй на “Кинопоиске” (про съёмки фильма “Марсианин”, представьте себе) типичное великое мудило с ником MadFox отмечает, что “место женщины возле плиты и коляски. Если хотят равноправия автомат в зубы и шагом марш в армию после 18”.

Представление о том, что мужская служба в армии оправдывает женское кухонное рабство (“вдруг завтра война, а я устал?”), а заодно и всю остальную патриархальную структуру общества, по живучести даст сто очков вперёд тараканам и кистепёрой рыбе. Как видим, в отдельных головах эта теория пережила и тотальный характер современных войн, и 800.000 советских женщин, сражавшихся с нацистами, и 10% процентов женщин среди российских военнослужащих, и массовый откос от призыва среди российских мужчин. Боюсь, переживёт она и киноленты о Марии Бочкарёвой и Людмиле Павличенко.

Справедливости ради с этого места “Несокрушимую” и “Батальонъ” надо обсуждать раздельно.

бзс 1

Фильм о снайпере Павличенко выдержан примерно в том же духе, что и “А зори здесь тихие” (1972): женщина-солдат — это и возможно, и местами даже эффективно, но в стопятьсот раз трагичней, чем мужчина-солдат, потому что очень, очень, очень-очень противоестественно. Естественное состояние женщины режиссёр Ростоцкий в “Зорях”, если помните, расписывает прямым кинотекстом: фронтовички у него регулярно предаются цветным фантазиям о мирном семейном очаге. Даже знаменитая сцена в бане была отвоёвана у советских цензоров, чтобы “показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род”.

Пять сценаристов “Несокрушимой” (все пятеро — мужчины), к счастью, не заставляют снайпера Павличенко сладко грезить о кухне и пелёнках. Она мечтает о том, как бы убить побольше немцев. Но намёки на ненормальность её героизма раздаются на протяжении всего фильма.

В первые же минуты мать Людмилы заявляет отцу Людмилы: “Ты всю жизнь делал из неё мальчика? Видишь, во что это вылилось? Почему ты её не остановил?”

Элеонора Рузвельт убивается, разглядывая шрамы на спине Людмилы: “Что они с тобой сделали! Мужчины должны были защитить тебя!”

В финале, через 12 лет после войны, та же миссис Рузвельт триумфально отмечает, соблюдая риторическое “правило трёх”, что мисс Павличенко “выиграла все свои войны: как солдат, как дипломат и как женщина”. “Как женщина” — потому что ребёнка родила. Это всё красиво звучит, но, во-первых, после войны Павличенко работала не женщиной, а историком: она защитила диплом, который не успела получить до войны, и стала научным сотрудником Генерального штаба ВМФ. А во-вторых, чтобы оценить уместность этой фразы в фильме о герое войны, надо бы примерить её на кого-нибудь с Y-хромосомой. Надо бы снять пафосное кино про — ну, допустим, про маршала Жукова, — и пафосно заявить в конце: “Он имел четырёх дочерей от трёх женщин! Он выиграл обе войны: как военачальник и как мужчина!”

павличенко 2

Людмила Павличенко на фронте

Если “Несокрушимая” снята по формуле “Хрупкая-Но-Стойкая Женщина Отвлеклась От Деторождения, Чтобы Поубивать Фрицев”,  то “Батальонъ” гораздо менее сусален. Унтер-офицер Бочкарёва, командир одного из женских батальонов, дозволенных Временным правительством, сходу ломает вчерашним барышям весь гендер:

— Приказываю бабью сущность оставить дома!

И “бабья сущность”, в чём бы она ни заключалась, и правда скоро остаётся дома. Солдата, как выясняется, делает казарма, а не яйца: все стандартные ходы кино про КМБ и первый бой работают и с женским актёрским составом. При этом Бочкарёва в исполнении Марии Ароновой, наверное, всё же пожалостливей своего исторического прототипа. Командный стиль реальной Марии Бочкарёвой (два года боёв, Георгиевский крест, три медали, два ранения) был таков, что из 2000 женщин-добровольцев к моменту отправки на фронт осталось 300 — остальные не выдержали хамского обращения.

Хамское обращение — краеугольный камень армейского быта. Массовый исход женщин из бочкарёвского батальона подмывает списать на “тонкую женскую натуру” и всякие прочие красивости, которых я как-то не замечал в подростковом возрасте, когда мои одноклассницы ездили драться с девчонками из школы №3 (одной, помню, выбили зуб). Нет, конечно, большинство девчонок не устраивали никаких махачей стенка на стенку. Ну дык ведь и я после начальной школы ни разу не дрался. А многие мальчишки не дрались и в начальной школе. Если бы каждый солдат мужеского полу мог, как те женщины-добровольцы, в любой момент собрать манатки и свалить, не опасаясь ни тюрьмы, ни позора, ни обвинений в “бабьей трусости” — сколько бы народу осталось в армиях этой планеты?

“Батальонъ”, само собой, не задаётся этим вопросом. Там “разложившиеся” мужики-солдаты, не желающие убивать и умирать на войне из-за выеденного яйца, — однозначная большевистская мразь, пристыдить которую может только героическая гибель женщин на передовой. Иными словами, женщины доблестно впрягаются в “чужую” гендерную роль, чтобы мужики вернулись в “свою” и всё встало на своё “естественное” место. Или, как сказала американцам снайпер Павличенко во время пропагандистского тура в 1942-м: “I am 25 years old and I have killed 309 fascist occupants by now. Don’t you think, gentlemen, that you have been hiding behind my back for too long?” — “Мне 25 лет, и я уже убила 309 фашистских оккупантов. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?” (В фильме это, кстати, тоже есть.)

Короче, ни в “Несокрушимой”, ни в “Батальоне” взыскательный зритель не найдёт продвинутой феминистической и прочей деконструкции. Тем не менее, “Батальонъ” посмотреть стоит. Там случаются сильные сцены. Например, когда Бочкарёва встречает на фронте бывшего мужа (сцена выдуманная, но реальная Бочкарёва действительно сбежала на войну от побоев и самодурства мужа).

Ну, и на этом кадре девушки характерно ощетинились штыками совсем не от немцев, а от сексуальных домогательств со стороны соотечественников:

К. З.

P. S. То, что кинобиографию Людмилы Павличенко российские прокатчики назвали «Битвой за Севастополь», я даже обсуждать не буду. Как говорится, кто ж пойдёт смотреть кино про бабу, если #крымнаш?

Реклама

One thought on “Батальонъ (2014), Незламна (2015)

  1. Вспомнила, нагуглила замечательное:
    Историческая Мария Бочкарева ушла от мужа. Но Дмитрий Месхиев в одной из сцен своей картины сводит их вместе на фронте. Муж избивает «гулящую жену» смертным боем. Однополчане стоят и смотрят, не собираясь вмешиваться.
    — Про избиение и насилие в семье — это, знаете, такой тонкий и глубокий вопрос, — прокомментировал эту сцену Дмитрий Месхиев. — Не знаю, получилось ли показать, но они с мужем ведь при всем этом любят друг друга. Он ее бьет — и любит. Такое, к великому сожалению, случается. А остальные стоят вокруг и не вмешиваются, потому что это его семья и он сам в ней разбирается. Таковы были нравы. И, наверное, нравы и сейчас таковы, потому что жизнь каждой семьи — это особая история. Сейчас тоже что-то подобное может случиться.
    — И что же, по-вашему, сейчас тоже вмешиваться не надо?
    — Ну, мне сложно ответить. Я сам жену не бил. Но… — И тут режиссер отвлекся на другие вопросы.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s