Это мы не проходили (1975)

Режиссёр Илья Фрэз

В главных ролях: Наталья Рычагова, Борис Токарев, Татьяна Канаева, Андрей Ростоцкий, Ирина Калиновская, Антонина Максимова, Татьяна Пельтцер, Нина Зоткина

Посмотреть можно здесь.

эмнп5

Когда опять захочется смотреть Старый Добрый Советский Фильм (далее СДСФ), но не абы какой, а чтоб осилил тест Бехдель, смотрите СДСФ про школу. Тогда точно не придётся ловить мгновения, перематывать и заниматься семантическим анализом, пытаясь наскрести хоть две секунды зачётного диалога.

Вот, например, «Это мы не проходили». В душевной истории про студентов столичного педвуза, приехавших на практику в провинциальный городок, женщины постоянно говорят друг с другом о работе. Обсуждают учеников, коллег, дидактику и философию образования. Бывает даже небывалое. Заведут речь вроде бы о парнях, а выходит вроде бы о работе:

— Сказала бы своему мальчику: Я же учительница! Литературы!

— Сказала.

— А он?

— Так рванул — только пятки засверкали! (Смеются.)

Короче говоря, многократный ЗАЧЁТ 3/3. СДСФ про школу не подведёт. А вместо «Послесловия» в этот раз будут пропитанные ностальгией (и плагиатом названия мемуаров Б. Стругацкого)

Комментарии к пройденному

— раз уж я тоже учился в педвузе, тоже проходил школьную практику и тоже наблюдал гендерные аттракционы среднего образования изнутри. Можно сказать, принимал в них посильное и бессильное участие.

Первым делом приглашаю вас взглянуть, как завуч Галина Петровна встречает практикантов:

эмнп2

Она ещё не сказала приветственных речей, не представилась даже, обронила только сухое «здравствуйте» — а уже обращается к Юре, новоиспечённому учителю физики:

— Один? Один… Значит, всё по-прежнему… Физик? Я просмотрела документацию. В университет не прошли по конкурсу?

— В Бауманский полтора очка не добрал…

В школе, куда приехали наши практиканты, мужчин, как вы догадываетесь, ровно трое (в кадре не появляются): физрук, военрук и директор. Физрук — ибо сила, военрук — ибо война, директор — ибо руководящая должность. Все остальные кадровые единицы женщины — ибо какой же настоящий мужик будет возиться с детьми за такую зарплату? На две ставки, т. е. по 10-14 часов в сутки, учитывая тетрадки, отчётность, внеклассную работу и обход надомников? Если и попадётся какой камикадзе, то жди подвоха: его или в Бауманку не взяли, или у него от дома до педвуза одна остановка.

Впрочем, какой там на фиг камикадзе, чего это я. Мужчина в педколлективе — это вам не женщина. Он парит над серой массой; ему все радуются; его привечают и берегут. Когда мы с одногруппником пришли учить восьмиклассников Пушкинского р-на города Санкт-Петербурга английскому языку, в учительской много ахали и охали. Ах мальчики, ох в школе не хватает мужчин, ух дети мужчину чувствуют. Хммда. Даже молодой халтурщик-историк, протомившийся пару лет в моей школе, — и тот, помню, источал солидность и вызывал смутное уважение именно тем, что ему явно было на всё наплевать.

Однако вернёмся в кино, где наш единственый Юра благостно расхаживает по кухне в общаге и раздаёт девчонкам указания и полезные советы. Девчонки готовят еду для вечерних посиделок:

эмнп4

Потом девчонки выйдут замуж, и эта сцена (если повезёт с жилплощпадью) перекочует на отдельную семейную кухню, где будет повторяться ежедневно до самой пенсии, только уже без улыбок и студенческих шуточек. А в противном случае кирдык счастливой советской семье. Не верите? Спросите у завуча Галины Петровны. Ближе к концу фильма она рассказывает нам, почему от неё в молодости сбежал муж: «Я тогда ещё не знала, что с мужем надо ходить в гости, в кино. А тетради проверять, только когда он спит мёртвым сном». Спит накормленный, напоенный и обстиранный, добавлю от себя, как сын учительницы, всё детство наблюдавший такую семейную жизнь у себя дома и у маминых коллег.

В общем, в Старом Добром Советском Фильме «Это мы не проходили» навалом и старого доброго сексизма, и прочих удовольствий (чего стоит только эпизод в кафе-закусочной «Дельфин» с перманентно сломанной кофеваркой и «хэллоу-джэк-ай-лав-ю» в кинотеатре). Но круче всего — сцена на 50-й минуте, в которой простые советские кинематографисты образца 1975-го года на пальцах показывают нам, откуда берутся стихийные блядские представления о «женских» и «мужских» профессиях и как с ними бороться.

У младого физика Юры в этой сцене проверочный урок. Местная учительница физики вызывает детей к доске и смотрит, чему они научились под руководством начинающего педагога. Сначала выходит мальчишка. Он быстро заполняет доску красивыми формулами и с триумфом возвращается на место, где физик Юра, следящий за уроком с камчатки, благодарно хлопает его по предплечью. Мальчишка сияет гордой улыбкой: мол, плёвое дело, Юрий Саныч. Чё нам, пацанам?

Дальше учительница вызывает Колосову, девочку. Спрашивает у неё, как связаны угловая и линейная скорости. Колосова молчит. Мальчишки насмешливо переглядываются. Учительница вызывает Скворцову. Скворцова молчит. Не в силах переносить затянувшееся молчание, физик Юра подымается из-за последней парты и объясняет:

— Наталья Иванна. На одном из своих первых уроков я откровенно сказал ребятам: для понимания некоторых современных проблем физики — даже на уровне школьной программы — требуются особые способности. У кого-то они есть, а у кого-то их нет.

— Понимаю, — говорит бывалая Наталья Иванна. Обращается ко всему классу: — Кто может ответить на этот вопрос?

Несколько мальчиков поднимают руки.

— Восемь, — считает Наталья Иванна. — Не густо. При этом одни мальчики… Колосова! К доске!

— А у меня нет особенных способностей!

— Ничего-ничего, щас попробуем разобраться.

Колосова выходит к доске и выводит соответствующую формулу.

— Или…

— Ну смелей, смелей, всё правильно, — подбодряет её Наталья Иванна. — Или?..

— Линейная скорость равна произведению угловой на радиус!

— Ну, а теперь поняла?

— Теперь поняла! — говорит девочка, улыбаясь.

Браво, товарищи кинематографисты.

колосова

К. З.

Реклама

2 thoughts on “Это мы не проходили (1975)

  1. Прочла на днях статью по ссылке с фейсбука.
    Однако прочла почему-то криво, и по кривым воспоминаниям и свежему (первому даже) просмотру ответила манифестом «Бехдель: тест и его тень»: http://masharabinovich.livejournal.com/908605.html .

    Теперь удивляюсь, на что же я отвечала. И про ночную проверку тетрадей тут есть, и про «Юра — чудовище»… Будем считать, что на «многократный ЗАЧЁТ 3/3». Мол «да, перегибы есть, но в целом-то как же клёво!!!»

    • Спасибо!

      Лишний раз добавим для ясности: авторы сего блога рассматривают тест Бехдель исключительно как повод для развёрнутой дискуссии и статистический инструмент, оценивающий состояние киноиндустрии, а не феминистическую повестку отдельно взятого фильма.

      Иными словами, «ЗАЧЁТ 3/3» не означает «зачёт по феминизму». «ЗАЧЁТ 3/3», на наш взгляд, — самое минимальное требование к большинству фильмов.

      А вот «90 и более процентов снимаемых фильмов проходят тест Бехдель» будет зачётом по феминизму. (Жаль только жить в эту пору прекрасную…)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s