Тот самый Мюнхгаузен (1979)

Режиссёр Марк Захаров; сценарий Григория Горина; музыка Алексея Рыбникова.

В главных ролях: Олег Янковский, Инна Чурикова, Елена Коренева, Игорь Кваша, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник.

Посмотреть самый романтичный шедевр застойного кинематографа можно здесь.

tsm3

Говорящих/поющих женщин в «Том самом Мюнхгаузене» пять. Перечислю в порядке появления:

  1. Марта, гражданская жена барона
  2. Якобина, официальная жена барона
  3. Безымянная «советница герцога» (так на «Кинопоиске»)
  4. Безымянная покупательница гвоздик в начале второй серии
  5. «Пастушка» Берта (Любовь Полищук), исполнительница поминального шлягера «Мы с бароном танцевали на Луне»

Стоит ли пояснять, что говорят и поют эти женщины не друг с другом. Лишь на 38-й минуте второй серии Рамкопф-Абдулов затаскивает Марту в карету Якобины, и там, в его присутствии, между жёнами барона Мюнхгаузена происходит короткий разговор. Отгадайте с одного раза, о ком.

НЕЗАЧЁТ 2/3

Послесловие №1

«Тот самый Мюнхгаузен» — один из лучших советских фильмов о бунте Хорошего Человека против мещанства и приспособленчества. В 60-е годы герои такого кино бежали в тайгу и науку, чтобы совершать великие открытия или, по крайней мере, беззаветно служить народу. Вернее, они бежали в тайгу-науку и после 60-х, но хорошего, искреннего кино из общественно-полезных подвигов уже не получалось. Если в 1971 г. Визбору в манерном и прекрасном «Ты и я» ещё удаётся более-менее убедительно удрать от вещизма и конформизма в Сибирь, то к 1979-му такие шестидесятнические фокусы в приличных фильмах больше не катят. Басилашвили в «Осеннем марафоне» не бежит вообще никуда — так и падает на брегах Невы, подкошенный средой и собственным малодушием. Ну, а Янковский-Мюнхгаузен под руководством Горина и Захарова уносится в аллегорию, сказку и карамельную Германию конца XVIII века.

tsm1К чему я это всё в нашем краснознамённом блоге им. Л. Уоллес и Э. Бехдель? К тому, что эволюция мужских образов в хорошем советском кино антимещанской направленности (от героических физиков-геологов до барона Мюнхгаузена и стоматолога Фарятьева с его фантазиями о пришельцах) сопровождалась полномасштабной деградацией образов женских. Таня в «Неотправленном письме» (1959) стойко гибнет в поисках алмазов наравне с коллегами-мужчинами; Лена в «Июльском дожде» (1966) ходит на интересную работу и ведёт умные беседы. Конечно, и в оттепельных киношедеврах в авангарде борьбы с мещанством и двуличием шагают мужчины, но ни у кого не возникает сомнений, что женщины тоже солдаты на этой войне — активные, беспокойные, ищущие и т. д.

К началу 80-х советские киногероини выродились в Марту из «Того самого Мюнхгаузена» — хрустальную мечту советского интеллигента мужского пола о «самых любимых и преданных женщинах», про которых пел Высоцкий.

tsm8

Ближе к концу первой серии «ТСМ» аллегорический немецкий социум начинает давить на Мюнхгаузена не по-детски: мол, извольте быть как все, господин барон. Тот в шоке спрашивает у Марты: «Ты тоже так считаешь?» — и тут же затыкает ей рот ладонью: «Нет, не говори. Я сам».

И то правда: о чём тут говорить? Марта, по собственному признанию, — «обыкновенная женщина», желающая не полётов на Луну, а законного брака и семейного очага. В первой серии всё с ней понятно. Во второй серии тоже понятно, но по-другому: там оказывается, что Марта — типовая жена декабриста. Она достойна восхищения, ибо любит и ценит Мюнхгаузена именно Таким, Какой Он Есть. Её героизм и подвиг в том, что она готова унять свою приземлённую, мелкобуржуазную бабью натуру и, обливаясь слезами, терпеть ради Великого Человека всё, включая 32-е мая, о существовании которого барону позарез понадобилось объявить именно на бракоразводном процессе.

Когда Мюнхгаузена сажают в тюрьму, Марта так и говорит ему на свидании:

— (телепатически, под музыку Рыбникова) Я согласна вернуться. Я буду терпеть.

Короче, как сказал поэт, ах, какая женщина, какая женщина, мне б такую. Мюнхгаузен, как интеллигентный человек, тоже высоко ценит подобную самоотверженность. В финальной сцене он даже доверяет Марте зажечь фитиль у пушки, из которой полетит на Луну.

tsm7

Если Марта в исполнении Елены Кореневой — сияющий идеал для позднесоветского романтика, то официальная жена Якобина (Инна Чурикова), видимо, демонстрирует нам, какой женщина быть не должна. Героиня Чуриковой коварна и двулична, что твой Макиавелли, но это ещё полбеды. Самое страшное в том, что она нескромна и неженственна: своенравная, острая на язык, фехтованием занимается, любовников имеет, мужиками командует. Ужас ужасный.

Вообще, образ Якобины сильно смахивает на «феминистку-пугало» (straw feminist) голливудского разлива. Видно, страшный призрак женской эмансипации не прошёл мимо Горина-Захарова. В одной сцене — во время бракоразводного процесса — они даже вкладывают в уста Якобины реплику откровенно феминистического содержания:

— Развод отвратителен не только потому, что разлучает супругов, но и потому, что мужчину при этом называют свободным, а женщину — брошенной…

Ну, а комментарием к речи Якобины в суде, напомню, служит шуточка про женскую логику:

— О чём это она?

— Барона кроет.

— И что говорит?

— Ясно чё: подлец, говорит, псих ненормальный, врун несчастный…

— И чего хочет?

— Ясно чего: чтобы не бросал.

— Логично.

tsm9

Послесловие №2 (очень личное, предупреждаю)

Одним послесловием к такому фильму, как «Тот самый Мюнхгаузен», не отделаешься.

В подостковом возрасте я зачарованно пересматривал «ТСМ» всякий раз, когда его показывали по телевзору. Это замечательное кино — остроумное, многослойное, лёгкое, не принимающее себя всерьёз. Впечатление, которое производит на мальчиков с поэтическим сдвигом по фазе история пылкого нонконформиста Мюнхгаузена, трудно выразить словами. Помню, после каждого просмотра я чувствовал опьяняющую смесь радости от того, что у меня впереди целая жизнь, и горького подозрения, что в этой жизни не будет женщины столь же прекрасной и всепонимающей, как Марта пера Г. Горина в исполнении 26-летней Елены Кореневой.

Лет в 16 или 17, под Новый год, я даже написал слова на бессмертную мелодию Рыбникова. Было там что-то вроде:

Не будет счастья — так останется печаль,

и хватит глаз, когда для нас погаснут звёзды.

Прошу тебя: не отвечай.

Я научусь не замечать

пустыню вечности у своего плеча.

И т. д.,  и т. п. «Прошу тебя: не отвечай», видимо, поэтический эквивалент сцены, где Мюнхгаузен затыкает Марте рот и приказывает: «Нет, не говори. Я сам».

За двадцать лет, которые прошли с тех пор, я, среди прочего, понял две вещи:

  1. Популярные причитания на тему того, что анализ (гендерный, социальный, исторический, лингвистический и т. д.) убивает любовь к произведениям искусства, — почти полностью фигня. Чем больше ты замечаешь в фильме или книге, тем трёхмерней, запутанней и, в конце концов, интересней становится художественное пространство.
  2. В настоящую, живую женщину, напоминающую Марту из «ТСМ» (такие, увы, встречаются), на самом деле невозможно влюбиться. Влюбляться тянет в жещин, который при просмотре захаровского фильма отождествляют себя с Мюнхгаузеном, а не с Мартой, — или же не отождествляют себя ни с кем.

(См. также комментарии к этой записи.)

502

К. З.

Реклама

7 thoughts on “Тот самый Мюнхгаузен (1979)

      • Что вы имеете в виду? Ненависть к браку?
        Вы пишете: «В настоящую, живую женщину, напоминающую Марту из “ТСМ” (такие, увы, встречаются), на самом деле невозможно влюбиться». Почему вы считаете возможным раздавать обобщенные оценки женщинам, типаж которых лично вам не нравится, с точки зрения потенциальной влюбленности любого другого человека («невозможно»=»никому невозможно»)? Это все равно что оценивать нас с точки зрения «вдувабельности». Вы раздаете оценки с позиции власти: вот в этих я могу влюбиться, они хорошие, а в этих — нет, и никто не может.

      • Я понимаю Ваше возмущение и прошу прощения, если моих скобок («очень личное, предупреждаю») не хватило, чтобы целиком и полностью перевести «Послесловие №2» в жанр исповеди. Уточняю: «В настоящую, живую женщину, напоминающую Марту из «ТСМ» (такие, увы, встречаются), Я на самом деле НЕ СПОСОБЕН влюбиться. Влюбляться МЕНЯ тянет в жещин, который при просмотре захаровского фильма отождествляют себя с Мюнхгаузеном, а не с Мартой, — или же не отождествляют себя ни с кем».

        Проговорю и ещё пару вещей (Вы их, несомненно, знаете, но, как один из авторов блога, я должен это написать чёрным по белому). Марта и реальные женщины, похожие на неё, — продукты (если угодно, жертвы) патриархального общества. У меня нет и не может быть к ним никакой неприязни; все мои претензии — к социальным структурам, их породившим. Общество не дало многим из них выбора, т. е. возможности стать активными, независимыми, уверенными в себе людьми.

        «ТСМ» — история любви (воспользуюсь Вашим выражением) с позиции власти (в случае Мюнхгаузена) и, соответственно, с позиции подчинения (Марта). В «Послесловии №2» я хотел показать на своём примере, как зритель-подросток мужского пола совершенно не замечает этой иерархии, млея от романтики и музыки Рыбникова. А потом год за годом понимает, что такая любовь не является любовью. Любовь должна быть только на равных и т. п.

        Было бы, кстати, очень здорово, Елена, если бы Вы смогли подключиться к нам с Лизой. У нас, как видите, очень большие простои в блоггерстве.

      • Я тоже прошу прощения, я понимаю, что послесловие было о личном, но мне показалось, что в самом конце из личного получилось обобщение про категорию женщин. Я рада, что мы друг друга поняли.
        Спасибо за предложение, было бы супер подключится, правда у меня сейчас начинается сверхнагруженный учебный год в магистратуре. Я не знаю, как он пойдет, будет понятно к началу октября. Буду рада, если получится.

  1. «Видно, страшный призрак женской эмансипации не прошёл мимо Горина-Захарова.»
    Ну, про этот страшный призрак у Горина снят «Мой нежно любимый детектив», основная идея которого в том, что если бы Холмс и Ватсон были женщины, то им надлежало бы срочно осознать, что их предназначение — бросить сыск и выйти замуж за первого, кто сделает им предложение.
    Вот очень ярко видна разница между передовым интеллигентом Мюнхаузеном и передовой интеллигенткой Шерли Холмс: оба страдают от системы, а каково лекарство? Мюнхаузену — лети на Луну, Шерли — замуж, дура, срочно замуж!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s