14+: История первой любви (2015)

Режиссёр Андрей Зайцев

В главных ролях: Глеб Калюжный, Ульяна Васькович, Ольга Озоллапиня, Дмитрий Баринов, Ксения Пахомова

14a

В кинобалладе Андрея Зайцева о подростковой любви почти всё однополое общение так или иначе посвящено любви. Наиболее пространный женский диалог (между мамой Алёши и её подругой тётей Светой) — о том, почему не найти мужика: как пить дать, кто-то сглазил, дай-ка я проверю ауру, ага, всё дело в этом ковре на стене, в топку его. В общем, как-то не вполне зачётно.

Тем не менее, зачёт. Его обеспечивает сцена покупки тоника алкогольного в начале фильма. Измученная продавщица с фингалом (к ней потом обратятся по имени) не верит, что девочкам уже 18.

14e

Требует, чтобы показали паспорт. В ответ Русалка (Пахомова) смачно разыгрывает бывалую чувиху, оскорблённую в лучших чувствах.

14c

Оно, конечно, если б мужские персонажи в «14+» обсуждали физику, политику, рэп или хотя бы футбол, зачёт был бы сугубо формален. Но мужские персонажи всё больше пыкают, мыкают, мнутся и издают угрожающие звуки, в которых смутно угадывается русский язык.

ЗАЧЁТ 3/3

Послесловие

Хочется, вы уж не ругайтесь, перефразировать Витгенштейна: границы моего опыта есть границы моих аналитических способностей. Это, конечно, шутка (иначе б никаких наук и философий на этой грешной земле не было вообще). Но в ней намёк на мои глубочайшие сомнения в том, что я способен распознать в «14+» — не в реальности, которую он показывает, а именно в фильме, — все патриархальные перекосы.

Два главных чувства, которые у меня вызывает кинолента Зайцева про подростков эпохи «Вконтакте», — пресловутая боль и радость узнавания. И это притом, что в моём пубертатном периоде, само собой, не было ни социальных сетей, ни компьютера как такового. Зато было всё остальное, включая морду, разбитую за то, что сунулся на дискач не в свой район. И вот смотрю я «14+», и кажется мне, что более бережного и выверенного фильма на русском языке про Идеальный Первый Секс в его гетеро-разновидности я не видел никогда. А уж когда Лёшина мама застала сына в постели с девочкой и (а вот это не буду спойлерить), я вообще расплылся, выкинул белый флаг и сдался на милость всей съёмочной группы.

14f

Конечно, бросается в глаза зайцевский male gaze — мужской киновзгляд, который регулярно смакует фрагменты девичьего тела Ульяны Васькович, не особо интересуясь телом Глеба Калюжного, у которого, надо думать, тоже немало потенциальных ценителей, начиная с героини Ульяны Васькович. Однако и тут мне трудно определить, где кончается вполне понятная фиксация протагониста Лёши на Викиной внешности (без которой история мальчишеской любви будет чопорной советской фальшью) и начинаются попытки режиссёра Зайцева дожить на экране свою собственную юность именно так, как страшно хотелось тогда, в 14+ лет.

Иначе говоря, дорогие читател/ьн/и/цы, слово за вами. Если есть за что ещё распотрошить «14+», вы уж напишите, пожалуйста.

К. З.

Реклама

One thought on “14+: История первой любви (2015)

  1. Восхитительный фильм. И надо сказать, что моей 12-летней дочери, не весьма подкованной в киноискусстве, тоже очень-очень понравился.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s