Алые паруса (1961)

Режиссёр Александр Птушко

В главных ролях: Анастасия Вертинская, Василий Лановой, Иван Переверзев, Елена Черемшанова, Александр Лупенко, Антонина Кончакова

Посмотреть можно здесь.

1441013925_parusa01

Начнём с хорошего (настроения). В хорошем настроении «Алые паруса» можно описать как высокую кинотрагедию про отца-одиночку Лонгрена, который стоически поит дочку молоком из бутылочки, стирает бельё и прививает ребёнку любовь к творчеству, а также к частному предпринимательству. Они модельки кораблей вместе делают на продажу, если помните.

Но в один ужасный день Ассоль случайно набредает на матёрый патриархат в лице старого хрыча-волшебника Эгля. И всё прогрессивное воспитание накрывается гендерным тазом, потому что Эгль закладывает в башку бедной девочке мечту об алых парусах, на которых приплывёт богатый муж и увезёт её в благоденствие. Судомодельный бизнес и прочая самореализация в мечте не фигурируют.

Но креативщица Ассоль сдаётся не сразу. Она в одной сцене даже говорит с душевным подъёмом: «Моя работа не скучная. Мне только всё хочется придумать особенное». Если б капитан Грей, он же беглый аристократ с лицом Курагина и Вронского, помешанный на дискурсе и субкультуре моряцкого мачизма, – в общем, если б этот лощёный проходимец в шляпе не воспользовался юношескими фантазиями семнадцатилетней девушки и не злоупотребил служебным положением, обвесив мачты красным шёлком общей длиной в 2000 м., – короче, если б вот этого всего не случилось, может, и придумала бы Ассоль что-нибудь особенное. Механическую модель шлюпки запатентовала бы с гребущими вёслами, ну или я не знаю что. То есть какой-то отблеск альтернативной судьбы в «Алых парусах» просматривается при большом желании.

screenshot_1

Ещё из хорошего есть мессэдж против семейного насилия. Маленькая Ассоль так прямо волшебнику Эглю и говорит про обещанного принца под алыми парусами: «Я бы его любила! Если он не дерётся!» То есть имеются какие-то к принцу требования помимо парусов, командной должности и неуёмного счастья без подробностей. Надо, чтоб не бил. Не густо, но и на том спасибо.

Наконец, плюс за то, что родовые язвы капитализма показаны через попытку изнасилования в модном нынче стиле «Дональд Трамп». Мери, мама Ассоль, в начале фильма идёт деньги просить в долг у трактирщика Меннерса, потому что муж в дальнем плаванье, а пособие на ребёнка не платят. Место действия однозначно не Скандинавия – ни по климату, ни по уровню социальной защищённости. Трактирщик Меннерс, посулив денег, плотоядно лыбится, приказывает Мери «быть с ним поласковей» и начинает лапать.

А, ну и раз я начало фильма вспомнил, то отмечу заодно, что «Алые Паруса» чуть не прошли тест Бехдель. На восьмой минуте есть вполне зачётный по содержанию диалог между Мери и её соседкой про то, что дома у Мери шаром покати. Но соседка в титрах так и называется: «Соседка». Мери и Лонгрен к ней тоже иначе не обращаются: «Спасибо тебе, соседка!» – говорят. С одной стороны, это уже почти имя собственное получается, а с другой стороны, да ну меня с моими лингвистическими финтами.

Теперь рассмотрим «Алые паруса» в менее выгодном свете. Вернее, лучше не будем. Вдруг кто-нибудь «Алые паруса» видел/а в детстве и дорожит светлой памятью до сих пор. Мне-то легко говорить: я «Алые паруса» по советскому телевизору не смотрел и даже ни одной книжки А. Грина до середины дочитать не смог, сколько ни пытался всю жизнь. (Зато гриновская глава в «Больших пожарах» классная.)

alye-parusa-03

Добавлю, в общем, только одно. Ассоль – это, конечно, наша отечественная Manic Pixie Dream Girl, в классическом, незатрёпанном значении этого великого термина с парой поправок на советскую специфику.

«Причудлив её разговор» (цитата), включая громкое общение с деревьями и солнцем. Обворожительно инфантильны её повадки, несмотря на трудное детство с пролетарским отцом-одиночкой. К чему она стремится, помимо жениха с красными парусами, никому неведомо. Жених-то, вон, в море стремился, от папы сбежал, капитаном Грейем стал дальнего плаванья. Благородных террористов спасает от преследований кровавого режима. Один раз было затосковал («мне грустно, вернее, тревожно») – и тут же на берегу нашлась красивая мечтательная девочка с милыми странностями и в красных чулочках, которая готова выскочить за него замуж, даже не познакомившись.

Раньше, когда нужно было Manic Pixie Dream Girl по-русски сказать, я мучился всегда. А тут смотрю «Алые паруса», и понимаю: не надо выдумывать велосипед. «Ассоль» – это и есть лучший перевод Manic Pixie Dream Girl на русский язык.

На этом грандиозном филологическом открытии стоило бы закруглиться. Но мне ещё покоя не даёт сцена, в которой Ассоль, наговорившись с деревьями, засыпает прямо на берегу. А там, по берегу этому, матросы ходят, употреблявшие спиртные напитки накануне. «Посмотри-ка на неё, — говорит один романтичный матрос другому. — Что, хороша?» Фильм-то, ясное дело, советский и сказочный. Спящая девочка отделывается тем, что ей без спросу надевают немытое чужое кольцо на палец. Но смотрю я на это, и очень хочется дисклеймер вклеить через всю сцену: мол, уважаемые девушки, не воспроизводите такую модель поведения в домашних условиях. Не стоит быть Ассолью там, где тусуются пьяные матросы.

НЕЗАЧЁТ 2/3

К. З.

См. также комментарии к этой записи.

1398259943_alye-parusa-3

Реклама

6 thoughts on “Алые паруса (1961)

  1. Спасибо за обновление после долгого перерыва!

    » и даже ни одной книжки А. Грина до середины дочитать не смог»
    Но смею заверить, что никакой революционной борьбы у Грэя и его экипажа в книжке нет, это чисто киношное добавление. Что делать — в советское время классику часто экранизировали в виде очень АУ-шных фанфиков.

    «креативщица Ассоль»
    Вот что было страшно обидно — что самая креативная идея Ассоль, фантазия-лавстория про Алые паруса, за которую сейчас она бы прославилась как писательница не хуже Роулинг или Джеймс, — ее на самом деле придумал мужчина, Эгль, а Ассоль просто повторяет. Ну нечестно же — такую отличную сказку неужто Ассоль не смогла бы выдумать сама? А так выходит, что она всю жизнь защищает не свой креатив, а чужую фантазию.

    • Не за что! Спасибо, что читаете.

      «Ну нечестно же – такую отличную сказку неужто Ассоль не смогла бы выдумать сама? А так выходит, что она всю жизнь защищает не свой креатив, а чужую фантазию».

      Вот-вот! «Нечестно» — это ещё дипломатично сказано.

  2. Да, я про этот её креатив тоже постоянно думаю. Я Ассоль вообще очень люблю. В фильме ещё смягчили враждебное отношение к ней односельчан, а в книге оно описано как откровенная ненависть, в детстве её даже били. И она настолько чужая там, что, конечно, нельзя не радоваться, когда она уезжает. Это почти как «Гарри, ты волшебник»… только Гарри не пришлось ни на ком жениться, и он получил целый мир, где он свой, а Ассоль — всего лишь одного человека. И мне бы ужасно хотелось, чтобы поженившись, Грэй позволил бы ей учиться механике, пока он плавает, и чтобы она исполнила свой замысел о самоходных корабликах с человечками!

  3. Неожиданностью было именно в этом блоге прочитать в конце послание «не будь самадуравиноватой».

  4. «Раньше, когда нужно было Manic Pixie Dream Girl по-русски сказать, я мучился всегда.»
    ИМХО, кроме Ассоль, есть еще Лена Бессольцева — Чучело Железникова.

  5. По-моему, нет тут никакого «не будь самадуравиноватой». Предупредить человека об опасности — это не victim blaming.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s