Гостья из будущего (1984)

Сериал по мотивам повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд»

Режиссёр Павел Арсенов

В главных ролях: Наталья Гусева, Алексей Фомкин, Илья Наумов, Марьяна Ионесян, Вячеслав Невинный, Михаил Кононов, Елена Метёлкина

Посмотреть можно здесь.

ГиБ6

Пятисерийный видеоклип к песне Крылатова-Энтина «Прекрасное далёко» начинает за упокой. Первые две серии — типовая киносага о пытливых советских мальчиках, в которой редкие существа женского пола ходят на цыпочках по краю сюжета. Поговорить друг с другом у них нет никакой возможности.

Другое дело третья серия. (Многократный) зачёт по Бехдель начинается на девятой минуте, в больничной палате. Алиса Селезнёва, которая из будущего, разговаривает с Юлей Грибковой об амнезии, школе и отце Алисы. Среди прочего Алиса сообщает:

— Я специализируюсь по биопсихологии.

ГиБ8

Ещё через несколько минут Юля спросит:

— А ты на Луне была?

— И на Луне, и на Марсе, и в глубоком космосе.

Короче, не придерёшься. И четвёртая, и пятая серия проходят тест столь же уверенно. Помимо Алисы Селезнёвой и Юли Грибковой, на экране говорят друг с другом и активно действуют ещё несколько поименованных девочек и женщин: Мила, Катя и Лена из шестого «Б», «прогрессивная» бабушка Юли Грибковой, учительница английского Алла Сергевна, медсестра Шура, заведующая Марья Паллна, а также тренер детской спортивной школы Марта Эрастовна Скрыль в исполнении Натальи Варлей в кепке.

ГиБ10

Повесть Булычёва «Сто лет тому вперёд», лежащая в основе сценария, построена, кстати, точно так же. В первой части женщин почти нет, мы знаем о них понаслышке. Алиса появляется в тринадцатой главе первой части, и только в начале второй части, на 85-й странице повести, происходит зачётный разговор Алисы и Юли в больнице.

ЗАЧЁТ 3/3

Послесловие

Прогрессивные русскоязычные мамы (очень хочу написать «и папы», но пап не припомню что-то), живущие за пределами РФ, то есть в Москве, СПб и за границей, бывает, спрашивают фейсбук с ноткой отчаяния: «Подскажите, какое советское кино с детьми посмотреть/какую советскую книжку детям дать почитать для развития литературной речи. Как что сама ни посмотрю/полистаю — везде такой дремучий патриархат и мизогиния, что с души воротит».

«Посмотреть» в таких вопросах означает «посмотреть без предварительного урока истории с гендерной перспективой и без краткого введения в особенности доисторического монтажа». Иначе говоря, единственный честный ответ здесь: «Не знаю». С пояснениями и беседами можно (нужно?) смотреть что угодно, вплоть до «Кубанских казаков». А если без подготовки, как щенка в пруд?

ГиБ5

Стоит ли, например, мучить современных детей «Гостьей из будущего» ради какой-нибудь «светлой идеи» или так наз. «хорошего русского языка»? Там же что у твоего Тарковского: в кадре то и дело ни черта не происходит. Иногда целую минуту, иногда две. А когда происходит, то мозг выносят так наз. спецэффекты — в том числе резиновый крокодил, пластилиновые инопланетяне и Москва 2084 года с советской застройкой и советским краном на горизонте. Ну да, песня про «Слышу голос из прекрасного далёка» хороша, идейна и светла, это бесспорно. Но песню и без кино можно в ютюбе смотреть. В немереном количестве вариантов, включая хэви-метал.

К счастью, здешний блог не даёт советов родителям, а праздно рефлексирует. Советские дети 72-80 гг. рождения, которые взапой смотрели каждый повтор «Гостьи из будущего» по ЦТ и знали наизусть целые сцены, давно выросли и попали в будущее, и единственный повод глядеть сериал про Алису, за который мы тут ручаемся, — это желание разобраться в себе. Разобраться в том, к какому такому будущему нас готовили по телевизору.

Начнём с плохих новостей. Согласно «Гостье из будущего», в 2084 году социум по-прежнему заставляет женщин ходить на высоких (реально высоких) каблуках. См. сцену в космопорте, а также все явления Полины, специалистки по двадцатому веку. Прочая женская одежда из грядущего тоже вызывающе нефункциональна: какие-то балахоны от-кутюр на профессорке Полине и куцая красно-белая туника на Алисе, без каких-либо лосин.

ГиБ11.jpg

Туника эта (см. фигурку справа) явно представляет собой попытку ещё сильней оЛолитить советскую школьную форму. Её главная и единственная функция — возбуждать вдохновлять стареющих советских кинематографистов мужского пола. Как Алиса в таком прикиде работает с дикими животными в космическом зоопарке — науке не известно. Вообще, женщины будущего в изящных нарядах, затрудняющих любую осмысленную деятельность, в советской фантастике сплошь и рядом. Рядовой советский фантаст вечно норовил описать свою Прекрасную Даму и Грацию, а поскольку в светлом будущем дама не могла просто так сидеть у иллюминатора, дыша духами и туманами, то ей нередко приходилось заниматься покорением космоса прямо в вечернем туалете с какой-нибудь фотонной каймой.

Другая печальная деталь «Гостьи из будущего» — предсказания Алисы в конце последней серии. Девочкам из шестого «Б» Алиса сулит следующее:

— Мила станет детским врачом. К ней будут прилетать со всей Галактики… Катя Михайлова выиграет Уимблдонский турнир… Лена Домбазова станет киноактрисой, о ней будут писать стихи…

ГиБ7

Стихи, тут же поясняет Алиса, будет писать Коля Герасимов. Фима Королёв станет «известным путешественником». Боря Мессерер станет «великим художником», выставляющимся на Марсе и на Венере. Коля Садовский изобретёт машину времени.

Короче, как обычно. Путешествия, поэзия, великое искусство и гениальные изобретения девочкам не светят. Лечите детей, играйте в кино, вдохновляйте чужие стихи, прыгайте по теннисному корту в короткой юбочке.

Впрочем, это распределение ролей в известной степени нарушает сама Алиса. Она, как отмечалось выше, собирается стать биопсихологом. Она уже была в глубоком космосе, говорит на восьми языках в придачу к русскому, а также прыгает на 6 м 20 см в длину и фиг знает на сколько в высоту — там не сказано точно, какой высоты высоченный забор, через который она скачет туда-сюда.

Наиболее гёрл-пауэрный момент сериала, кстати, тоже связан со спортом. В конце пятой серии злой пират Весельчак У говорит Марте Эрастовне Скрыль: «Мымра, к стене!», а она его берёт за шкирку и выбрасывает в окно второго этажа. (В повести у Булычёва всё ещё круче: там Алиса и Юлька Грибкова совместными усилиями выбивают у пирата из рук пистолет, и Алиса потом угрожает пирату его же оружием. Зато в фильме из светлого будущего под занавес подтягивается Полина — вместо Николая Николаевича, который в книге. Полина, если помните, властно поднимает десницу и нейтрализует пиратов каким-то оранжевым излучением: «Именем закона Галактики, вы арестованы!» The Force is strong with this one, короче.)

В общем, что ещё сказать. Из того, на чём мы выросли, «Гостья из будущего» — далеко не самый откровенный домострой. На каждую Марию Паллну, которая боготворит врача Алика Борисыча и зачем-то ведёт себя как полоумная, находится Юлина бабушка, олицетворяющая Здравый Смысл и Научную Картину Мира:

— Но если я поверю в [машину времени], значит, завтра я должна буду поверить в летающие тарелочки? Телепатию? Чёрную магию?

ГиБ1.jpg

Послесловие 2 (личное)

Хотя, если по-хорошему, чего-то уж больно я благодушен.

Что остаётся от «Гостьи из будущего», если отнять крупные планы Наташи Гусевой под мелодию Крылатова? Если, в моём конкретном случае, отнять того одноклассника, который году в 88-м признался мне срывающимся шёпотом, что девочка, играющая Алису, ему «нравится»? Меня очень сильно тогда поразило, что кто-то может любить незнакомого человека из телевизора. Было в этом что-то — жалкое? «Ненормальное»? Он был самый маленький в классе, этот мальчик. Утонул потом в Чёрном море после девятого, по дурацкой случайности.

Теперь-то мне кажется, что его «ненормальность» была в другом. В том, что он признался мне. Прямым текстом, словами русского языка. Наташа Гусева «нравилась» миллионам советских мальчиков. Взрослые мальчики тщательно отобрали её на роль и наснимали крупных планов её лица под щемящую музыку специально для того, чтобы другим мальчикам, маленьким и не очень (а также некоторым девочкам, но это было совсем за гранью моего тогдашнего мира), было не оторваться от экрана. Никто из наших пацанов не говорил о большеглазости Наташи Гусевой, все говорили про Весельчака У, миелофон и бластеры, как полагалось настоящим мужчинам. Но не оторваться-то было всем. Не оторваться от Алисы под музыку Крылатова. Ну окей, почти всем.

Не знаю, что именно я думаю по этому поводу и зачем вообще это второе послесловие. Просто показалось важным. Как хорошо, что в нашем праздном блоге не надо давать советов или отвечать на вопросы.

К. З.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s