ЧТО ТАКОЕ ТЕСТ БЕХДЕЛЬ

Тест Бехдель — очень простой индикатор отсутствия/присутствия активных и самостоятельных героинь в сюжете фильма или сериала. Лучше всего рассматривать его как отправную точку для разговора об изображении женщин в кино, а также как статистический инструмент, оценивающий сексизм в киноиндустрии в целом.

Отметим сразу, что о степени феминизма или женоненавистничества в конкретном фильме тест Бехдель сам по себе говорит мало.

Кто его придумал/а и в чём его суть

В 1985 году американская художница Элисон Бекдел/Бехдель (Alison Bechdel) нарисовала комикс под названием «Правило». Идею «правила» ей подсказала знакомая по имени Лиз Уоллес. Как нередко бывает, в памяти общественности осело имя популяризатора, а не изобретателя, и сегодня три критерия Уоллес известны под названием «тест Бехдель». Согласно первоначальной формулировке, кинофильм проходит тест Бехдель, если:

1. В нём есть не менее двух женщин.

2. Женщины хотя бы раз говорят друг с другом.

3. Женщины хотя бы раз говорят друг с другом не о мужчине.

По словам самой Элисон Бехдель, идея теста восходит к эссе Вирджинии Вулф «Своя комната», написанному ещё в 1926 году. Там, в частности, есть такие строки:

… я попробовала вспомнить хотя бы случай из своей читательской практики, когда две женщины изображались подругами. У Мередита в «Диане с перепутья» есть такая попытка. У Расина и в греческой трагедии, разумеется, женщины часто наперсницы. Иногда матери и дочери. Но все они неизменно изображаются через их отношение к мужчинам. Странно подумать, что все великие женские образы до Джейн Остен рисовались лишь в отношении к другому полу. А какая это малая часть жизни женщины и как мало может знать о ней мужчина, когда он ее видит через черные или розовые очки, которые надевает ему на нос его положение! Отсюда и своеобразие женского образа: эти озадачивающие крайности красоты и уродства, превращения из божественной добродетели в исчадие ада — ибо такой видел женщину влюбленный, в зависимости от того, росла его любовь или чахла, была взаимной или оставалась безответной.

И далее:

Представьте, если бы мужчин изображали только возлюбленными и никогда — друзьями, солдатами, мыслителями, мечтателями; им почти нечего было бы играть в пьесах Шекспира; какая потеря для литературы!

Зачем это надо

См. первый абзац на этой странице.

Цель теста Бехдель проста: помочь нам заметить, что  «деятельным началом» и «человеком по умолчанию» в киноискусстве по-прежнему остаётся мужчина, а женщины, если они вообще присутствуют в кадре, чаще всего играют вспомогательную роль.

Наши критерии

Существуют разные модификации теста Бехдель. Одна версия требует, чтобы женщины разговаривали друг с другом не менее 60 секунд экранного времени; другая дисквалифицирует разговоры о детях и домашнем хозяйстве. Наш блог использует «умеренно строгую» версию:

1. В фильме должно быть не менее двух женщин, названных по имени.

2. Женщины, названные по имени, должны хотя бы раз поговорить друг с другом.

3. Женщины, названные по имени, должны хотя бы раз поговорить друг с другом не о мужчине.

Этой же версии придерживается портал bechdeltest.com, на котором оценку по Бехдель получили уже несколько тысяч фильмов.

Какие фильмы мы смотрим?

Всякие разные, но этот блог посвящён кинолентам советского и постсоветского производства.

Если фильм проходит тест Бехдель, означает ли это, что он феминистский?

Увы, нет. Совсем не обязательно. Тест Бехдель следует рассматривать как повод для дискуссии и статистический инструмент, оценивающий состояние всей киноиндустрии, а не феминистическую повестку отдельно взятого фильма.

Иными словами, «ЗАЧЁТ 3/3» не означает «зачёт по феминизму». «ЗАЧЁТ 3/3», на наш взгляд, — минимальное требование к большинству фильмов.

А вот «90 и более процентов фильмов, снятых в 2… году, проходят тест Бехдель» будет зачётом по феминизму. (Жаль только, жить в эту пору прекрасную… Впрочем, надеемся, что-таки доживём.)

Также очень важно помнить

что тест Бехдель ничего не говорит о художественных и прочих достоинствах фильма. «НЕЗАЧЁТ 1/3» по шкале Бехдель не означает «кино говно». «ЗАЧЁТ 3/3» не подразумевает шедевр. Повторимся: тест Бехдель — статистический инструмент для анализа киноиндустрии в целом. Его задача — показать, как часто целая половина человечества не играет никакой самостоятельной роли в произведениях киноискусства.

Почему «Бехдель», а не Бекдел, если Элисон Бекдел американка?

Фонетическая «русификация» названия связана с тем, что мы очень хотим, чтобы тест Бехдель как можно скорей стал фактом русскоязычной культуры — вроде Винни-Пуха (а не Уинни-зе-Пу) или Нобелевской премии (а не Нобéль-приса от швед. Nobelpriset).

Ну, а если очень-очень хочется развести говносрач про фем-партком, cancel culture и газенвагены для инакомыслящих?

Единый комментарий для всех троллей и лиц, функционально эквивалентных троллям:

Требуем ли мы, чтобы все фильмы, которые не проходят тест Бехдель, запретили? Требуем ли мы, чтобы тест Бехдель проходили абсолютно все фильмы? Требуем ли мы, чтобы Данелия переснял «Мимино«? Требуем ли мы, чтобы Гамлета, Шурика, Пьера Безухова и Кащея Бессмертного сделали женщинами? Требуем ли мы и т. д., и т. п., и проч. (см. обсуждение теста Бехдель на любом открытом русскоязычном форуме)?

Нет.

Авторы

Е. С. — Елизавета Солдатова

К. З. Константин Зарубин

Если вы хотите принять участие в проекте, пишите нам через фейсбук.

* * *

Наша шкала (для въедливых)

На основе трёх критериев, описанных выше, фильмам (в идеале) присваиваются следующие оценки:

НЕЗАЧЁТ 0/3 — в фильме вообще нет говорящих женщин.

НЕЗАЧЁТ 0,5/3 — в фильме есть одна говорящая женщина, названная по имени.

НЕЗАЧЁТ 1/3 — в фильме есть две говорящие женщины, названные по имени или две безымянные женщины говорят друг с другом о мужчине.

НЕЗАЧЁТ 1,5/3 — женщина, названная по имени, говорит с безымянной женщиной о мужчине.

НЕЗАЧЁТ 2/3 — две женщины, названные по имени, говорят друг с другом о мужчине или две безымянные женщины говорят друг с другом не о мужчине.

ФОРМАЛЬНЫЙ ЗАЧЁТ 2,5/3 — две женщины, названные по имени, перебрасываются одной-двумя репликами не о мужчине или ведут разговор, который напрямую связан с действиями персонажей мужского пола.

ЗАЧЁТ 3/3 — фильм безоговорочно отвечает всем трём критериям.

Наш блог не претендует на научную строгость. Мы занимаемся им в свободное время, и на дотошный анализ, расписанный выше, наших сил будет хватать не всегда. Обязательным является только главный вывод: ЗАЧЁТ или НЕЗАЧЁТ.

ЧТО ТАКОЕ ТЕСТ БЕХДЕЛЬ: 3 комментария

  1. Российский фильм «Русалка» 2007 года вы «пропускали» через тест Бехдель? Я его первый раз смотрела в далёком 2007 году, его представили на программе «Закрытый показ» (кстати, первый и последний раз, когда фильм транслировали по телевидению). Мне было 10 лет, он тогда произвёл на меня большое впечатление. До сих пор в списке любимых. Очень необычный фильм, странный сюжет, нетипичная для российского кинематографа игра актёров, главные герои фильма — никому неизвестные актёры, фильм малоизвестный, вроде как относится к авторскому независимому кино. Я очень плохо помню нюансы этой картины. Фильм вроде как сексистский. Но насколько я помню его, вполне смог бы пройти тест Бехдель на 3/3. Главная героиня — женщина. Режиссёр — женщина. В фильме вообще много женщин. И много между ними диалогов. Но он изначально покорил меня не этим: в детстве я и знать не знала про предвзятость к женским персонажам, феминизм, сексизм и т.д. Меня он поразил сюжетом, необычностью, специфической атмосферой. Советую посмотреть его. Очень бы хотелось от вас услышать мнение об этом фильме. И узнать, проходит ли он тест.

    1. Спасибо, Дарья! А ведь и правда, надо пересмотреть «Русалку». Запоминающийся был фильм. Ходили (К. З. + Меган Кейс) на него в кино когда-то даже.

Оставьте комментарий